Трудности, с которыми приходится сталкиваться малышу, при поступлении в детский сад.
- Надо помнить, что 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка, как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве.
- Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.
- Дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка. Особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
- Дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки на место уберет. В детском саду ребенку приходится некоторые вещи делать самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т. д. Если у ребенка не развиты культурно – гигиенические навыки, то привыкание идет более болезненно, так как его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.
- Дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.
Причины, которые вызывают слезы у ребенка.
- Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом ив любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.
- Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы.
- Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
- Неумение занять себя игрушкой.
- Наличие у ребенка своеобразных привычек.
Чего нельзя делать ни в коем случае.
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!») Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Способы уменьшить стресс ребенка.
- Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня, соответствующий ДОУ.
- В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов.
- Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления.
- Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике.
- В выходные дни придерживаться режима дня. Принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
- Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. В это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Быстрова Надежда Леонидовна. |