Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Что делать, если у ребенка истерика?

Что делать, если у ребенка истерика?

Вам казалось, что ваш малыш самый милый, воспитанный, а он взял и упал в магазине на пол с диким ором, слезами и стал требовать немедленно купить ему то, что он сейчас захотел.

Основная причина истерики – столкновение интересов ребенка и родителей. У него с возрастом появляются личные предпочтения и желания, которые расходятся с требованиями взрослых. Если добиться своего  не получается, начинается истерика.

Каждый истеричный ребенок во время приступа ведет себя по – разному. Кто-то может просто топать ногами и громко орать. Другие начинают кататься по полу.

Что делать в этом случае родителям?

1. Попытаться предотвратить истерику

- Изучить предвестники (они у каждого индивидуальны).

- Уметь распознавать по ним приближающийся приступ заранее.

- Срочно отвлечь, переключить внимание на что-то захватывающее, интересное.

В качестве отвлекающих манёвров можно использовать яркие книжки, любимые игрушки, домашних питомцев, наблюдение за происходящим на улице, поиск вкусностей на кухне и т. д.

2. Выяснить причину расстройства

Когда ребёнок успокоится, нужно обязательно выяснить причину его расстройства и, чётко сформулировав, проговорить возникшую проблему. Например: «Ты сердишься, потому что я не купила тебе куклу», «Ты обиделся, потому что тебе не дали ещё погулять». Во-первых, это позволит ему осознать, что произошло. Во-вторых, научит говорить о собственных чувствах.

После этого проводится разъяснительная беседа, почему он не получил желаемого: «Мы договорились, что купим куклу на день рождения», «Нам надо ещё поужинать, помыться и поиграть — мы бы не успели этого всего сделать, если бы остались гулять».

3. Сохранять спокойствие

Если предупредить надвигающуюся грозу не получилось, можно попробовать остановить истерику у ребёнка, соблюдая следующую инструкцию:

- Ничего ему не доказывать, не объяснять, не воспитывать, так как в этот момент он не способен адекватно воспринимать речь и нормально общаться.

- Не повышать голос ни при каких обстоятельствах.

- Не применять физическую силу: дёргать за руку, трясти, шлёпать по попе, давать подзатыльник — это только усугубит ситуацию.

- Не жалеть, не паниковать, что ему больно (из-за отсутствия контроля  за моторикой боль не ощущается).

 

Сохраняя спокойствие, нужно наклониться к ребёнку или присесть перед ним так, чтобы ваши глаза оказались на уровне его Ровным, мирным голосом негромко сказать ключевую фразу: «Я понимаю, ты обижен, но вести себя так нельзя». Она убивает сразу нескольких зайцев:

- вы показываете ему свою сопричастность: вы его понимаете;

- формулируете проблему, помогая ему осознать собственную эмоцию (обиду);

- напоминаете о правилах поведения, которые уже должны быть привиты.

Успокаивающе должны подействовать также мирный тон голоса и эмоциональная невозмутимость взрослого. Если удалось завладеть вниманием, окончательно справиться с детской истерикой помогут объятия и поцелуй в щёку. Если до этого проводились воспитательные меры, таких действий со стороны взрослого будет достаточно для прекращения приступа.

 

4. Игнорирование

Если истерика продолжается, несмотря на все ваши действия, единственно верный выход из сложившейся ситуации — игнорировать её.

После того, как истерика закончится, не стоит сразу начинать отчитывать ребёнка, воспитывать, высказывать своё неудовольствие. Нужно выждать паузу в 15 минут.  При этом старайтесь обращать на него минимум внимания. Но не игнорировать, если он что-то спрашивает и пытается, что называется, навести мосты. Обязательно отвечайте, но односложно, неохотно, демонстрируя своим видом, что вы недовольны произошедшим.

 Если она затянется, разговаривать будет уже бесполезно: за детские эмоции отвечает кратковременная память, так что спустя 20-30 минут после случившегося они могут не вспомнить, почему так произошло и в чём именно они виноваты. Начинать беседу раньше тоже не имеет смысла, так как обида и недовольство будут ещё слишком свежи и всё может повториться.

Сначала обозначается и формулируется проблема: «Ты обиделся / рассердился / расстроился, потому что…». После этого необходимо обратить внимание ребёнка на последствия истерики, которую он устроил:

-  «Посмотри: ты расцарапал себе руки / поранил лоб».

-  «Ты очень сильно напугал девочку, которая стояла рядом с тобой».

-  «Ты расстроил меня».

- «То, что ты сделал, плохо — так вести себя нельзя, мы с тобой об этом уже говорили. Поэтому придётся тебя наказать».

Он должен понять, что так делать нельзя.

 Не бойтесь наказывать за истерики — система кнута и пряника даёт свои результаты в воспитании. Конечно, это не должно быть физическое насилие или лишение прогулки (свежего воздуха).

Что допускается:

- ставить на 5-7 минут (в зависимости от возраста) в угол;

- оставлять ненадолго одного, чтобы подумал о своём поведении (при наличии нахождения взрослых в соседних комнатах);

- лишать сладкого;

- заменять телефон (планшет / телевизор) на книгу с поучительной сказкой;

- укладывать раньше спать.

Если ребёнок усвоит, за что именно его наказывают, поверьте — в следующий раз он хорошенько подумает, прежде чем закатить очередную истерику.

 

Материал подготовила педагог-психолог Быстрова Н. Л.

Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (14.03.2022)
Просмотров: 304 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]