Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Детская ревность.

Детская ревность.

Когда появляется второй ребенок в семье, первый вынужден защищать свое место, а второй должен себе такое место завоевать, так как первенцу не очень-то хочется делиться любовью родителей и своими игрушками. Эта изначальная ситуация для обоих братьев или сестер полностью различна и оказывает на них огромное влияние. Третьему ребенку еще труднее завоевать свое место. В то время как старшие уже наладили контакт, он тоже должен найти себя, научиться общаться.

На практике же, особенно при неправильном поведении родителей, бабушек и дедушек, братско-сестринское соперничество длится порой всю жизнь, то затухая, то вспыхивая с новой силой.

Что подогревает эту войну?  С чего она начинается?

Начинается она с наших, родительских ожиданий. Ведь, как это ни странно, мы ожидаем вполне конкретных детей. Мы знаем (даже если не отдаем себе в этом отчета), какими они должны быть. Вплоть до мелочей – как они должны себя вести, какими должны быть, где учиться, на ком жениться и т. д.

И особенно это верно по отношению ко вторым детям. Теперь наши ожидания становятся настолько отчетливыми! Мы можем сравнивать, мы прочувствовали, что это за неведомое существо, ребенок, и каково это, когда он такой медлительный (непоседливый, капризный, тихоня и т. д.). Мы либо ожидаем второго точно такого же, как первый, либо мечтаем о полной противоположности.

В мечтах нет ничего плохого, лишь бы мы не были разочарованы и не сравнивали детей. Сравнивая своих детей, постоянно подчеркивая недостатки или достоинства одного или другого (даже мысленно!), мы допускаем первую грубейшую ошибку – мы засеваем семена вражды и соперничества между нашими детьми.

Правило первое: Никогда не сравнивайте своих детей. Не ждите, что один будет похож на другого, примите как аксиому, что они очень разные. Не позволяйте это делать и окружающим (бабушкам, дедушкам, соседям). Очень трудно удержаться от сравнивания: «А старший всё время просыпался по ночам, а зубы раньше пошли…» Бывает, детей сравнивают, подчеркивая недостатки одного и достоинства другого: «Бери пример с брата!», «Посмотри, какая сестренка послушная!» Это, конечно, усугубляет чувство ревности и враждебности между детьми. Даже близнецы не бывают одинаковыми, а тем более обычные брат и сестра – разные по внешности, темпераменту, реакции, интересам. То, что не составляет труда для одного, может быть проблемой для другого. Нет смысла сравнивать двух совершенно разных людей. Невероятно, но факт: мы доходим до абсурда, пытаясь стимулировать детей к чему-то хорошему, не замечая, как ломаем их желание делать что-то хорошее.

Не имейте любимчиков. Любите всех своих детей!

Уравнивать детей тоже не нужно. «Я люблю вас одинаково!» – одна из худших фраз. Дети не верят этому утверждению, ведь они прекрасно чувствуют, какие они разные.

Многие дети однажды спрашивают у родителей, кого же из них любят больше. Может, это провокация, а может, реальная неуверенность в вашей любви. Лучше всего предупредить их вопросы и показать образную картинку. Например, можно рассказать о том, что любовь как огонь свечи: огня не становится меньше, если зажигать все новые и новые свечи от первой. Огонь делится, удваивается, утраивается… Продемонстрируйте это, зажигая свечи. Это удивительное открытие поражает даже многих взрослых. Только вдумайтесь! Любовь не картошка, которую можно взвесить и узнать, сколько же килограммов, не пирог, который придется поделить… Это скорее пламя, которое множится и разгорается, когда в него подбрасывают топливо. Нужно только подбрасывать дрова, а не заливать его водой.

(Продолжение следует)

Источники: Н. И. Кулакова «Детская ревность» - СПб – 2013.

Статью подготовила педагог – психолог Быстрова Н. Л.

Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (25.02.2019)
Просмотров: 702 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]