Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Формирование звуков речи в онтогенезе

Формирование звуков речи в онтогенезе
( Родителям на заметку)

Ранний возраст ( от рождения до 2-х лет)

В первые месяцы ребёнок произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые в этот период, нечёткие, порой даже отсутствуют в родном языке. Однако позднее малыш начинает произносить лишь те звуки, которые он слышит в родном языке, на котором говорят окружающие его люди. Что указывает на огромное значение речи окружающих людей на развитие речи малышей.
Начиная со второго полугодия в речи в речи ребёнка появляются довольно ясные звуки. Среди них чаще гласный "А", а среди согласных, в основном, "П. Б. М. Т. К. "  Однако эти звуки ещё недостаточно устойчивы.
К концу года ребёнок произносит, в основном, простые в артикуляционном отношении звуки: А, У, И, М, П, Б, Н, Т, Д, К, Г., причем одни дети произносят большее число звуков и более чётко, другие меньше и менее чётко. Качество произносимых звуков зависит от состояния и подвижности артикуляционного аппарата, который ещё только начинает активно функционировать. Состояние речевой активности ребёнка, качество развития гуления и лепета также также отражается на развитии речи ребёнка.
На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные, как А. О. У. И. , хотя гласные Ы. Э. могут заменять на И. Е. Большинство согласных ребёнок произносит ещё совсем не произносит или произносит их неверно, заменяя их более простыми звуками в артикуляционном отношении. Ряд твёрдых согласных заменяет мягкими ( дяй, вместо дай, сянки вместо санки) Отсутствуют шипящие звуки, звуки Л. Рь, Р.

Младший дошкольный возраст ( от 2 до 4 лет)

На третьем году жизни хотя и значительно улучшается подвижность артикуляционного аппарата, но произношение детей далеко от нормы. В этот период идёт  активное развитие фонематического восприятия, и малыши пытаются подогнать своё произношение к общепринятому, но это им не всегда удаётся и они начинают заменять непроизносимые  звуки более лёгкими для произношения ( например, Ш на С, Р на Л, Ль на Й) , могут продолжать нечётко произносить гласные звуки Э. Ы. Нередко заменяют твёрдые согласные на мягкие согласные. На четвёртом году жизни большинство детей правильно произносит группу свистящих звуков, все гласные звуки. У некоторых детей уже появляются звуки позднего онтогенеза: шипящие и даже соноры. К концу четвёртого года жизни произношение детей значительно улучшается, некоторые дети могут дифференцировать свистящие и шипящие звуки. Однако у большинства детей ещё отмечаются несовершенства звукопроизношения: отсутствие сонорных звуков и даже шипящих, что ещё не является патологией в речевом развитии.

Средний дошкольный возраст ( от 4 до 5 лет)

На пятом году жизни достаточная подвижность артикуляционного аппарата даёт возможность ребёнку осуществлять более точные движения языком, губами. Чёткое и правильное движение и положение необходимо для произношения сложных звуков. В этот период значительно улучшается произношение: полностью исчезает смягчённое произношение согласных, редко наблюдаются пропуски звуков и слогов. К пяти годам в норме дети должны правильно усвоить и произнести все звуки родного языка. Но у некоторых детей может быть неустойчивое произношение определённых групп звуков, например, свистящих и шипящих. Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечётко различают их на слух или в собственном произношении.

Старший дошкольный возраст ( от 5 до 7 лет)

На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте ещё только заканчивается правильное усвоение шипящих и соноров Л. Р. Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношеним звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других - неправильное их формирование: Р-горловое, одноударное, боковое, свистящие и шипящие могут быть межзубными, боковыми. Дети могут смешивать твёрдые и мягкие согласные, шипящие и свистящие. Но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети и с этим вполне хорошо справляются. Но если ребёнок испытывает  проблемы с развитием фонематического восприятия или проблемы с подвижностью артикуляционного аппарата, то у детей могут наблюдаться стойкие нарушения звукопроизношения, особенно сложных в произносительном плане звуков, а также дети могут испытывать проблемы в овладении письменной речью.

В данной таблице отражено развитие звукопроизношения в онтогенезе

С уважением учитель-логопед Коряковцева Галина Николаевна.

Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (19.04.2018)
Просмотров: 2063 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]