Готовность ребенка к школе.
Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Перед родителями встает вопрос: готов ли ребенок к этому? Что же это значит и как определить, готов ли ваш малыш учиться? И для чего вообще знать это? Может, стоит не забивать себе голову? Дождаться семи лет и отправиться в школу? Но ведь то, насколько ребенок будет готов к ней и определит его успешность в учебе. То есть, дошкольник при поступлении должен обладать определенным уровнем психического развития, который необходим для обучения. И дело не в том, умеет ли он читать, считать и писать. Хотя при поступлении наблюдают и за этим.
В возрасте 5-6 лет ребенка гораздо важнее научить учиться, чем чтению и счету. В этот период очень важно освоить ролевые игры, когда дети играют в школу, в магазин, в доктора. Дети усваивают правила общежития; узнают, что такое дисциплина, постигают азы взрослой жизни.
Сейчас уже многие дети к 7 годам овладевают счетом и чтением. Если ребенок по всем статьям подкован, есть опасение, что ему может быть скучно в первом классе. Тогда интерес к процессу обучения будет утерян на долгие годы. В этом случае логично определить ребенка в какую-нибудь специализированную школу с повышенной нагрузкой. Но это даст хорошие результаты только в том случае, если ребенок наигрался во все игры, которые следует проиграть в 3, 4 и в 5 лет.
Обычно, начиная с 5 лет, дети уже мечтают о школе и рвутся туда. И многим мамам кажется: раз стремится учиться, значит, готов к школе. Это не всегда так: ведь школа для детей - символ взрослости, они просто хотят считаться более взрослыми, а вовсе не грызть гранит, называемый наукой. Поэтому разберитесь, как следует, на самом ли деле ваш сын или дочь готовы к школе.
Иногда умение ребенка читать любимые сказки и бойко называть цифры вводит мам в заблуждение. На самом деле может оказаться, что у ребенка не подготовлена рука к письму, и в школе он будет очень быстро уставать. А главное, у него может быть не развито произвольное внимание, когда ребенок заставляет себя заниматься тем, что может быть и не очень интересно.
Советы психологов для родителей, дети которых готовятся к школе:
- Уже сейчас постарайтесь постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
- Чтобы ребенок мог слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает словесные инструкции и требования, которые должны быть четкими, доброжелательными, немногословными, спокойными. Не пугайте ребенка будущими трудностями в школе!
- Перед школой и вовремя учебы проверяйте зрение и слух ребенка.
- При подготовке к письму ручку ребенок должен брать правильно, разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, слева направо, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0, 5 см – это основной принцип нашего алфавита.
Запомните:
При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребенок делает охотно только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
Постарайтесь, чтобы достижения ребенка не сравнивать со своими, ни с достижениями старшего брата, ни со сверстниками (не озвучивайте это при ребенке, даже если они в его пользу).
Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.
Упражнения для развития внимания, мышления, памяти.
- Самое первое из них – нахождение отличий. Возьмите, например, двух игрушечных зайцев или кукол и попросите ребенка, чтобы он нашел как можно больше отличий между ними (размер, цвет, одежда). Также можно находить различия в количестве, форме, длине и ширине различных предметов. В качестве наглядного материала подойдут картинки из детских журналов или любые предмета быта.
- Для выполнения другого упражнения возьмите группу предметов, попросите ребенка взглянуть на них, и отвернутся к стене, а сами в это время уберите один из предметов или переставьте. От ребенка требуется вычислить, какие именно передвижения были вами произведены.
- Для развития памяти великолепно подходят упражнения на описание предметов. Для этого дайте ребенку короткое время повертеть в руках какой-нибудь предмет, а потом спрячьте его. Ребенок должен описать спрятанный предмет как можно более точно.
- Еще одно упражнение для развития памяти состоит в следующем. Пусть ребенок посмотрит на какую-нибудь картинку, которую вы затем спрячете среди других картинок на ту же тему. Задача ребенка - отыскать ту картинку, которую вы показывали первоначально.
- Развитию мышления отлично способствует игра «Что здесь лишнее?». Возьмите несколько картинок и попросите ребенка найти среди них ту, которая по какому либо признаку явно отличается от остальных. Таким признаком может быть форма, цвет, размер или класс (например, дикие животные и домашние животные).
- Наконец, для развития речи заучивайте с ребенком стихи, просите его пересказывать вам сказки или составлять рассказы по картинкам, а самое главное – как можно больше общайтесь со своим сыном или дочкой на самые разные темы. После этого вам останется только купить ему первоклассный портфель и подготовку к школе можно считать завершенной.
Материал подготовила воспитатель группы «Теремок»
Тюхменева Л.Ю. |