Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Игры на развитие грамматического строя речи.

  Уважаемые родители!

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие грамматического строя речи.
Играть можно любую лексическую тему ( овощи, фрукты, посуда, мебель, животные  и т.д. )

Задание № 1.

Игра "Скажи ласково".
Дать «ласковые имена»:
Валя-Валечка Вася Соня
Саша-Сашенька Даша Ира
Люда Катя Аня
Зина Рая Сима
Серёжа Миша Костя
Дима Наташа Вера

Задание № 2.

Покажи на себе и на кукле и назови ласково:
Голова-головка-головушка
лоб -..., уши -..., нога-...., затылок-...,
рука-..., брови -..., губы -....,
спина - ..., щёки - ...., шея - ....,
язык -.., глаза -.., ресницы -... и т.д.

Задание № 3.

Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете   предмет в единственном числе а ребёнок – во множественном.
Огурец - огурцы, мешок - мешки, пень - пни, глаз - глаза, рот  - рты, палец - пальцы, стул - ... баклажан - ... редька - ... помидор - ... кабачок - ... редиска - ... боб - ... тыква - ... патиссон - ...

Задание № 4.

Считай овощи ( любой другой предмет) до трёх ( для детей старше 5-ти лет считать до 5 ) по образцу:

Один огурец , два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов..… . Одна редиска… . Один баклажан, … . Одна морковка … . Один кабачок … . Одна репка … . Один боб … . Одна редька …

Задание № 5.

Проведите игру «Есть - нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».
- У меня есть свежая капуста.
- У меня нет свежей капусты.
Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

Задание № 6.

Подбери как можно больше определений к каждому предмету. " Скажи, какой (-ая, -ое, -ие )
Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.
Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоки.....

Задание № 7.

Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький. ( учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Стол-столик
Булка - ... Стул - ... Чашка - ... Салфетка - ...  Тарелка - ... Огурец - ... Конфета - ... Диван - ... Полка - ... Нож - ... Кружка - ...

Задание № 8.

Предложить ребёнку услышать ошибку ( если таковая будет иметь место) в предложении и исправить её... например:
В корзине лежит один (помидор).
В лесу растёт много (дерево).
В зоопарке мало (зверь).
У меня меньше (ягода), чем у Вовы.
Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света.
В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

Задание № 9.

Подобрать по несколько существительных к прилагательным.
Красные (что?)....машины, стулья, блюдца.
Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные … Пластмассовые …

Задание № 10.

Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко».
Машина в гараж … (въезжает).
Мальчик из школы … (выходит).
Шофёр к машине … (подходит).
Девочка с горы … (съезжает).
Старушка через улицу … (переходит).
Девочка через лужу … (перепрыгивает).
Птичка из клетки … (вылетает).

Задание № 11.

Учите детей образовывать относительные прилагательные на близком и доступном материале, например, сок из яблок ( какой сок? ) ЯБЛОЧНЫЙ... варенье из малины - какое варенье?   --МАЛИНОВОЕ     каша из риса - какая каша? - РИСОВАЯ,  сапоги из резины.... стакан из стекла... и.т.д.
В подобные игры можно играть с детьми  от 3-х лет. к пяти годам дети должны уже овладеть данными грамматическими категориями.

С уважением учитель-логопед Коряковцева Галина Николаевна.

Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (16.06.2016)
Просмотров: 961 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]