Главная » Статьи » "Говорит воспитатель" |
Как слушать ребенка. Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего — его послушать. Но надо, иначе, не так как мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием». Что же это значит - активно слушать ребенка? Пример: Мама сидит на скамейке в парке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!» Мама: Ты очень огорчен и рассержен на него. ( не правильно: - Ну ничего, поиграет и отдаст.) Ребенок собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту дурацкую шапку». Мама: Тебе она очень не нравится. (не правильно: - Перестань капризничать, вполне приличная шапка!)
Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. Другими словами, если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Ответы по способу активного слушания показывают. Что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов, услышав о ней больше, принять ее. Правила Беседы по способу активного слушания.
Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.
Дочка ( с мрачным видом): Не буду больше играть с Катей. Мама: Ты на нее обиделась. (не правильно: -А что случилось?; - Ты что, на нее обиделась?) Фраза, оформленная, как вопрос, не отражает сочувствия.
Так, ответ матери в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз Дочка ( с мрачным видом): Не буду больше играть с Катей. Мама: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного). Дочка: Да, не хочу. Мама(после паузы): Ты на него обиделась. (обозначение чувства)
Конечно, может случиться, что в ответе вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребенка. Не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы ее приняли. Результаты, которые дает беседа по способу активного слушания.
Материал подготовила Быстрова Н.Л.
| |
Просмотров: 1058 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |