Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Надо ли дошкольника учить читать?

Надо ли дошкольника учить читать?

Часто родители озабочены вопросом, надо ли дошкольника учить читать? Многие дети делают это достаточно охотно даже в пять лет, знают буквы и умеют их складывать.

Однако некоторые дошкольники активно отказываются учиться читать. Причины могут быть разные, в том числе и созревание мозга и его структур. Чтение представляет собой сложную деятельность, для осуществления которой необходимо взаимодействие  разных функций головного мозга с другими системами организма, особенно зрительно – двигательной. Часто ребенку, не желающему учиться читать, надо дать время для того, чтобы произошло созревание организма, и на каком-то этапе он начнет учиться читать охотно.

Так же ребенок, которому часто читают взрослые, не хочет прилагать усилия для овладения навыком чтения. У него не развивается познавательная потребность в чтении, так как она мгновенно удовлетворяется взрослым. В подобном случае можно использовать следующий прием: начните читать интересный ребенку рассказ, а затем прервите чтение, сославшись на неотложные дела. Делайте так неоднократно, чтобы ребенок испытывал неудовлетворенное любопытство. Современные дети не хотят читать еще в силу того, что слишком много информации получают из средств массовой информации, в частности телевидения. Образы, создаваемые на экране, преподносятся в готовом виде, а читая, надо прилагать серьезные усилия, чтобы возник образ, - заставлять работать собственное воображение.

Своевременное обучение чтению является одним из важнейших факторов раннего развития. Чем раньше ребенок научиться читать, тем больше новых знаний он успеет получить. Дети знакомятся с окружающим миром с помощью чувств — слушают и смотрят. Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:

- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Хорошо читающему ребенку в школе легче, так как в первое время за счет навыка чтения у него появляется уверенность в успешности, он делает что-то быстрее других, более высоко себя оценивает.

В 4 – 5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста должна включать в себя веселые и увлекательные игры, которые способствуют освоению навыков чтения.

В подготовительной к школе группе в образовательной программе нет задачи - научить ребенка читать.  Но при знакомстве со звуками у детей возникает вопрос: «А как же обозначается звук?». Так появляется интерес к буквам. В данный период в нашей группе проходит проект «В гости к Азбуке». Знакомство детей с буквами начали с беседы «Как появились буквы?».

Детям было интересно узнать историю возникновения букв. В давние времена люди для общения использовали пиктограммы. Дети сами попробовали зарисовать эти знаки. Для знакомства с буквами  читаем короткие стихотворения на тему «На что похожа буква?», рассматриваем иллюстрации.

С большим удовольствием дети лепят и рисуют понравившуюся букву.

Детям нравится, используя мозаику, счетные палочки, семена тыквы, составлять свои имена и уже знакомые буквы.

Дети узнают, что у каждой буквы есть свое место. Все буквы находятся в определенной последовательности, в одной «семье».  Алфавит – это «семья» букв.

При знакомстве с буквами используем интерактивную доску. Дети называют и показывают предметы, в названии которых находятся определенные звуки.

Знакомство с буквами у нас ещё не закончилось. Нас ждут очень интересные задания, такие как: «Найди пропавшую букву», инсценировка сказки А. Шибаева «Всегда вместе», игры соревновательного характера «Кто быстрее составит слово?» и другие.

Относительно навыков письма можно сказать следующее. Если вашего ребенка учат писать специалисты, то это полезно. Но не пытайтесь учить писать самостоятельно. Вспомните, как тяжело переучиваться, если вы к чему-то привыкли, если выработался навык. Если ребенок сразу не стал  держать ручку правильно при письме, то переучить его будет сложно. Задача родителей в подготовке ребенка к письму будет заключаться в том, чтобы создать как можно больше ситуаций, в которых будут задействованы мышцы мелкой моторики руки. Для этого существуют разнообразные приемы: нанизывание бисера на нитку, перебирание крупы, гороха, пуговиц, вышивание, забивание гвоздей, сбор мозаики, состоящей из мелких деталей, и т.п. Все эти и подобные им движения направлены не только на развитие моторики руки, но и на развитие мозга ребенка.

Развивая ребенка дошкольного возраста, родители и воспитатели не должны подавлять его индивидуальность, любопытство и любознательность. Ребенок должен оставаться ребенком, а «маленьким профессором» его сделают в школе.

Воспитатель группы «Теремок»  Тюхменева Л. Ю.

Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (13.12.2016)
Просмотров: 887 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]