Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Развитие грамматического строя речи.

Развитие грамматического строя речи.

В данной статье раскрывается, что такое грамматический строй речи, как он в норме развивается у детей и предлагается ряд игр на развитие грамматического строя речи ребёнка.

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Есть морфологическая и синтаксическая системы грамматического строя.
Морфологическая – это овладение приёмами словоизменения и словообразования, а синтаксическая – умение правильно составлять предложения, верно сочетая слова в предложении с грамматической точки зрения
Формирование грамматического строя речи – важное условие совершенствования мышления детей. Он усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребёнка в окружающими людьми. В этом процессе очень важную роль играют благоприятные условия в семье, состояние нервной системы малыша, нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря.

Выделяют три периода формирования грамматического строя речи:

Первый период – это период предложений, которые состоят из аморфных слов-корней, употребляющихся в неизменном виде во всех случаях, когда они применяются (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев)

Второй период – это усвоение грамматической структуры предложения. Период связан с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет)

Третий период – это время усвоения морфологической системы языка, спряжений и склонений.
Развитие словаря и грамматического строя происходит постепенно. Сначала дети не употребляют предлогов, могут ставить неправильно ударение и путать род существительного. Но в процессе нормального развития речи происходит обогащение словаря, ребёнок получает больше знаний об окружающем мире через общение, в результате чего он может правильно строить предложения
В 3-4 года ребёнок должен повторять за взрослым небольшой рассказ, (составленный по картинке, серии изображений), согласовывать слова в числе, роде и падеже
В 4-5 лет ребёнок должен самостоятельно составлять небольшой рассказ, пересказывать небольшие тексты. Он должен понимать и использовать слова с обобщающим значением
В 5-6 лет дети должны строить простые и сложные предложения, грамматически правильно оформляя их. Они должны рассказывать о картинке, предмете, использовать прямую и косвенную речь.
Практические задания по словообразованию и словоизменению способствуют формированию грамматического строя речи, а также устранению уже имеющихся речевых дефектов. Они предусматривают накопление и уточнение активного и пассивного словаря, совершенствование имеющихся речевых навыков и развитие связной речи.
На развитие грамматического строя речи можно поиграть в такие игры, как:
«Посмотри и скажи, кто это? Что делает?». Киса. Идёт. Ест.
«Закончи предложение». Например. Я люблю (что?, кого?). Я рисую (чем, кого, что). Врач лечит (кого). Я вижу (кого, что). Я думаю (о ком, о чём). Я подошел к ( к кому, к чему).
«Один-много». Нос-носы, нога-ноги, кошка-кошки, собака-собаки, машина-машины.
«Кто у кого». У кошки котёнок. У кошки котята. У лисы лисёнок. У лисы лисята. У Миши собака.
«Кого, чего не стало». У меня нет собаки, машины. Есть птичка (показать картинку). Нет птички. (Закрыть или перевернуть картинку)  
«Подбери как можно больше определений к каждому предмету». Вишня (какая?)-большая, сладкая, кислая, красная, мягкая. Лимон-жёлтый, кислый, сочный, спелый, овальный.
«Назови ласково». Мама-мамочка, нос-носик, нога-ножка, нож-ножик.
«Какой, какая, какое, какие?». Сок из лимона-лимонный, самолётик из бумаги-бумажный.
«Доскажи словечко, закончи предложение». Машина едет по… Мальчик выходит… Дети через дорогу….                
«Сосчитай до трёх, до пяти». Одна кошка, две кошки, три кошки, четыре кошки, пять кошек.
«Исправь ошибку». По дороге едет много машина. Мальчик из дома зашёл.
Это лишь малая часть предлагаемых заданий детям. Подобные задания дают детям толчок в развитии и шанс на запуск или исправление дефекта речи. Находите время, общайтесь, играйте с детьми и вы сделаете речь детей развитой и совершенной.

Учитель-логопед Коряковцева Галина Николаевна.

Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (20.11.2020)
Просмотров: 519 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]