Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Развитие речи у ребёнка с синдромом Дауна.

Развитие  речи у ребёнка с синдромом Дауна.

Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При  хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи.

На речь детей с синдромом Дауна влияют:
-  особенности анатомического строения речевого аппарата,
- нейрофизиологические и медицинские факторы,
- особенности познавательной сферы.

Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого  звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи.

Основное внимание следует уделять тренировке и укреплению мышц губ, языка, мягкого нёба, получение навыков речевого дыхания. Занимаясь с ребёнком понемногу с самого рождения, делая это на фоне ярких эмоций, вы сможете компенсировать природные дефекты ребёнка с синдромом Дауна и улучшить качество произносимых слов.

Лепет является основополагающим умением для развития речи, он укрепляет механизмы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет  обратную реакцию, т.е. ребёнок привыкает к звукам. Хотя лепет детей с синдромом Дауна и похож на лепет нормальных детей, но он менее длительный и частый, нуждается в постоянной стимуляции и поддержке взрослых.

Дети с синдромом Дауна меньше лепечут, это связано с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры), который распространяется и на речевой аппарат.

Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет. Из-за физиологических особенностей строения слухового аппарата, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова.

Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет эффект для дальнейшего речевого и психического развития ребёнка.

Стимуляции аудитивной обратной связи способствует выполнение следующих упражнений:

  - Установите зрительный контакт с ребёнком (расстояние 20-25 см), разговаривайте с ним:  говорите «а», «ма-ма», «па-па» и т.п. Улыбайтесь, кивайте, побуждайте ребёнка быть внимательным. Потом сделайте паузу, чтобы дать ему возможность проявить реакцию. Попробуйте вести с ним диалог, в процессе которого вы и ребёнок обмениваетесь реакциями.

- Будьте инициативны. Когда ребёнок лепечет, не перебивайте его, а поддерживайте, сохраняя с ним контакт. Когда он прекратит, повторите за ним звуки и попытайтесь снова «разговорить» его. Варьируйте голос. Экспериментируйте с тоном и громкостью. Выясните, на что ваш ребёнок реагирует лучше всего.

Подобные занятия необходимо проводить несколько раз в день по 5 минут. Лучше всего начинать с самого рождения и продолжать в различных формах, пока ребёнок не научится говорить.

Этот приём можно использовать и при рассматривании предметов или картинок.  Необходимо побуждать ребёнка дотрагиваться до них.

Первоначально младенец хлопает по ним. Это нормальная реакция, которую нельзя пресекать. Показывание указательным пальцем - это результат более продвинутого развития. Главная цель - побудить ребёнка лепетать. Называйте предметы и картинки, поощряйте его к повторению отдельных звуков вслед за вами.

Следующий шаг после лепета - развитие артикулированной речи. Если лепет не переходит спонтанно в речь, то задача родителей и воспитателей состоит в её формировании. Большую роль в этом играет имитация, или подражание. Как показывает практика, дети с синдромом Дауна не имитируют спонтанно. Ребёнка необходимо учить наблюдать и реагировать на то, что он видит и слышит. Обучение подражанию - это ключ к дальнейшему обучению.

Развитие имитационных способностей начинается с подражания простым действиям взрослого.

Для этого посадите ребёнка за стол или на детский стульчик. Сядьте напротив него. Убедитесь, что между вами есть зрительный контакт.Скажите: «Постучи по столу!»  Продемонстрируйте действие и скажите в определённом ритме: «Тук, тук, тук».  Если ребёнок реагирует, пусть даже слабо (возможно, сначала только одной рукой), порадуйтесь, похвалите его и повторите упражнение ещё два раза.  Если ребёнок не реагирует, возьмите его за руки, покажите, как нужно стучать, и скажите: «Тук, тук-тук».

Когда ребёнок этим овладеет, можно использовать другие движения, например топанье ногами, размахивание руками и т.п.

По мере развития подражательных способностей основные упражнения могут быть дополнены пальчиковыми играми с простыми рифмовками.

Не следует повторять одно и то же движение более трёх раз, так как оно может надоесть малышу. Лучше возвращаться к выполнению упражнений несколько раз в течение дня.

Большое влияние на качество голоса оказывает правильное дыхание.

У детей с синдромом Дауна дыхание поверхностное и осуществляется преимущественно через рот, так как частые простуды затрудняют дыхание носом. Кроме того, вялый гипотоничный язык больших размеров не помещается в ротовой полости.

Необходимо тренировать ребёнка закрывать рот и дышать носом.  Для этого губы ребёнка сводятся вместе лёгким прикосновением, так что он закрывает рот и некоторое время дышит носом. Нажатием указательного пальца на область между верхней губой и носом достигается обратная реакция - открытие рта.  Эти упражнения могут проводиться по несколько раз в день.

Выработке хорошей воздушной струи способствуют упражнения на выдувание воздуха. Задания выполняются в непринуждённой игровой форме.  Следует поддерживать любые старания ребёнка, пока он не начнёт делать правильно.

Например:

- дуть на висящие перья или другие лёгкие предметы;
- играть на губной гармошке, производя звуки при вдохе и выдохе;
- сдувать перья, вату, разорванные бумажные платочки, мячики для настольного тенниса;
- задувать спичку или огонь свечи;
- играть на игрушечных трубах и флейтах, дуть на ветровые колесики;
- надувать свёрнутые бумажные змейки, шарики;
- дуть через трубочку в мыльную воду и пускать пузыри;
- приводить выдуванием воздуха в движение бумажные кораблики и плавающие игрушки в виде животных;
- дуть через трубочку и этим приводить в движение перья и кусочки ваты; надувать мыльные пузыри;
- громко выдыхать или рычать;
- дуть на зеркало или стекло и рисовать там что-нибудь.

Эти и другие упражнения могут варьироваться в различных игровых формах в соответствии с возрастом ребёнка.

Особенно важны для детей с синдромом Дауна упражнения на улучшение подвижности языка, так как нормальная моторика языка - это хорошая предпосылка для правильного сосания, глотания и жевания, а также говорения. Упражнения для развития у младенцев подвижности языка и челюстей состоят преимущественно из массажа и помощи в привыкании к соответствующей возрасту пище.  Упражнения для развития подвижности челюстей и языка включаются в артикуляционные игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т.д.).

Примеры упражнений для развития подвижности языка:

- облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.);
- мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;
- производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы;
- громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами);
- захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум;
- закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону.

Развитию разговорной речи способствует ситуационное использование слов.  Следует называть те предметы, которые наиболее актуальны для вашего ребёнка. Например, если ребёнок хочет печенье, то, показывая на него, нужно спрашивать: «Печенье?» и отвечать: «Да, это печенье».

Надо использовать минимальное количество слов, говорить медленно и чётко, повторять одно и то же слово несколько раз. Желательно, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения ребёнка, вызывали желание имитировать их.

Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям.  Это следует поддерживать и помогать им общаться на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова активизирует разговорную речь. Кроме того, жесты могут пригодиться в качестве дополнения к речи в моменты, когда ребёнку трудно передать своё послание словами.

Произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, поэтому многие из перечисленных упражнений можно продолжать делать и тогда, когда ребёнок уже научится разговаривать.

С уважением учитель-логопед Бутько В.В.

Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (13.06.2018)
Просмотров: 633 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]