Лидия Свирская.
« Шпаргалки для родителей».
(Продолжение).
Если у ребенка нет друзей.
Каждому человеку нужны друзья.
Друзья для маленького ребенка – это возможность вместе познавать окружающий мир – мир предметов, игр и человеческих отношений на доступном языке.
Отношения могут не складываться из-за стеснительности, неуверенности. Иногда дети не знают, что может быть интересно и привлекательно для других.
Как предотвратить проблему
- Помогите ребенку почувствовать себя уверенным: говорите ему о том, что у него получается хорошо, какие его качества привлекательны для окружающих.
- Расскажите, как вы приобретали друзей в детстве, в какие игры играли вместе с другими.
- Подскажите, какие слова можно сказать, чтобы привлечь внимание другого ребенка. Как реагировать на отказ.
- Во время прогулок во дворе и сквере побуждайте ребенка подходить к играющим детям, заводить знакомых и друзей.
- Приглашайте сверстников ребенка в гости, обязательно придумывая какое-либо занимательное дело, например, совместную настольную игру.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
- Не утешайте себя мыслью, что ваш ребенок более развит, более серьезен, чем его сверстники, и ему просто неинтересно и не нужно общение с детьми. Не думайте, что общение с вами, даже очень занимательное, способно полностью заменить детское общество.
- Оглядитесь вокруг, подумайте, кого из детей ваших соседей, друзей и знакомых могут заинтересовать те знания и умения, которыми располагает ваш ребенок, кому могут показаться привлекательными ваши домашние игры. Договоритесь с родителями этих детей о визите к вам. Помогите детям познакомиться, начать разговор или игру.
- Примите участие в игре, постарайтесь быть естественными и непринужденными. Если чувствуете, что контакт между детьми установлен, оставьте их.
- Возможно, ребенок, долгое время изолированный от общества сверстников, поведет себя несколько необычным образом. Постарайтесь быть понимающим и снисходительным. Обязательно поговорите с ребенком о его чувствах после визита.
Если ребенок часто обманывает.
Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они это делают потому, что не считают это чем-то недопустимым ли безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие лекции, нотации, внушения тут не помогут и поведения не изменят.
Вместо этого, взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти свое лицо». В отдельных случаях мы должны просто прощать, относя это насчет поведения, типичного для маленького ребенка.
Иногда можно принять за ложь фантазии ребенка. К обману фантазии никакого отношения не имеют.
Как предотвратить проблемы
- При всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазии и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмэна интересно, но он ненастоящий, его придумал писатель, а потом сняли фильм».
- Постарайтесь не ставить ребенка в ситуации, когда он когда будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?», лучше спросите: «Когда вы поссорились, что произошло?»
- У ребенка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
- Если ребенок врет вам прямо в глаза, не уличайте его, не ругайте.
- Если вы твердо знаете, что ребенок сейчас лжет, скажите ему: «Ты рассказал очень интересную занимательную историю», - давая ему понять, что отличаете ложь от правды.
- Никогда не спрашивайте у ребенка, правда ли то, то он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана.
- Упорное вранье – сигнал того, что ребенок сильно неуверен в себе – он испытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окружающих.
- Если обман связан с отрицанием совершения поступка, скажите ему: «Мы все иногда поступает не так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе решим, как нужно сделать».
Если ребенок испытывает страхи.
Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «Если темно – не видно опасности, а если ее не видно – я не смогу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми, и, в то же время, им еще нужна защита взрослого.
Некоторые одаренные дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них больше развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые невероятные взаимосвязи, в то же время, правильно относиться к ним ребенок еще не умеет.
Страхи перед чудовищами могут представлять собой проявление повышенной тревожности ребенка.
У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них все еще остается далеко не во всем понятным.
Переживать страхи – это нормально, если только они не начинают мешать ребенку играть, заводить друзей и быть (в разумных пределах) самостоятельным.
Как предотвратить проблемы.
- Создайте у ребенка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним.
- Относитесь с участием ко всем чувствам ребенка, даже если вам не нравится, как ребенок себя ведет: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этой большой собаки».
- Разными методами помогайте ребенку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно: поговорить о них, нарисовать их; сочинить страшные истории и записать их.
- Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говориться о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
- Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «нечего тут бояться».
- Никогда насильно не заставляйте ребенка сделать то, чего он боится.
- Старайтесь поддержать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».
Стеснительные и замкнутые.
Эта черта характера может сохраняться у человека всю его жизнь и люди часто говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления – низкая самооценка. Ребенку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех.
Как предотвратить проблемы.
- Сделайте так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, желанным, уважаемым.
- Бережно относитесь к идеям и высказываниям ребенка, даже если они очень робкие.
- Как можно чаще проговаривайте для ребенка его положительные, сильные стороны, с тем, чтобы у него все же формировался положительный образ себя.
- Поддерживайте и поощряйте инициативы ребенка, стремление сделать, решить что-то самостоятельно.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
- Вмешиваться стоит только тогда, когда вы видите, что стеснительность приводит к серьезным проблемам: мешает заводить друзей, включаться в игры и занятия.
- Не «давите» на ребенка, не подчеркивайте его особенность, уважайте его потребность быть немного в стороне, но предлагайте такие задания, которые требовали бы включения в деятельность других детей.
- Начните вместе с ребенком играть или выполнять какое-то задание, а затем предложите другим детям присоединиться к вам.
- Когда дети разыграются, тихо удалитесь.
- Обязательно научите ребенка нужным словам – как предложить другому ребенку играть вместе.
- Каждый раз, когда стеснительный ребенок будет играть вместе с другими, отметьте это: «Как приятно видеть, что играешь вместе со всеми».
- Ограничьте время, которое ребенок может проводить в уединении, скажите, что другим тоже хочется посидеть в одиночестве.
- Не ждите скорых перемен.
Что делать с ябедами.
Это явление обычно возникает, как попытка привлечь к себе внимание. Дети часто ябедничают потому, что считают, что могут возвысить свое «Я» за счет представления других детей в дурном свете.
Как предотвратить проблемы.
- Как можно чаше уделяйте своему ребенку заботливое внимание, говорите ему о его хороших чертах.
- Предлагайте рассказать что-нибудь хорошее о своих приятелях.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
- Постарайтесь уделить «ябеде минимум внимания, но не обрывайте его и не отчитывайте, ведь недослушав ребенка, вы никогда не поймете, что движет им – желание «настучать» или желание поделиться важной информацией».
- Скажите ребенку, чтобы он поговорил о поступке, о котором сейчас рассказывает вам, с ребенком его совершившим, а не с вами.
- Спросите у ребенка, а как бы он сам поступил в подобной ситуации.
- Похвалите ребенка, когда он, не ябедничая. Беседует с вами: «Мне очень приятно говорить с тобой, когда ты не ябедничаешь».
Подбор материала подготовила
воспитатель Тюхменева Л. Ю.
(продолжение следует…)
|