Главная » Статьи » "Говорит воспитатель" |
Системно-деятельностный подход в детском саду На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь. Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, признание дошкольного образования как первой ступени образования в системе непрерывного образования. ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Особую роль ФГОС ДО отводят игре. Это ведущая деятельность ребенка. В игре он гармонично развивается, познает весь опыт человеческой культуры - взаимоотношения между взрослыми людьми – в семье, в профессиональной деятельности и др. А для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно, чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность – будь то игра, проектирование или любое художественное творчество – необходима соответствующая развивающая среда. Все что окружает ребенка - помогает ему развиваться. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе собственной деятельности. Таким образом, образовательная деятельность, а так же и игра, выступают как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Поэтому важен системно-деятельностный подход в дошкольном образовании. Системно-деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике. Чтобы дать ребенку знания об окружающем мире, мы в детском саду используем системно-деятельностный подход. В средней группе нашего детского сада я и мои дети совместно решали проблемную ситуацию: «Поможем кукле Маше разложить овощи и фрукты по отдельным корзинам». Для решения этой проблемной ситуации использовались различные виды детской деятельности: познавательско-исследовательская, коммукативная, продуктивная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, музыкальная. Стояла задача: закрепить понятия «овощи» и «фрукты», названия отдельных овощей и фруктов. Чтобы разложить овощи и фрукты по отдельным корзинкам и помочь кукле, нам нужно было узнать, чем же они (овощи, фрукты) отличаются. Для решения поставленной задачи вместе с детьми рассматривали овощи и фрукты, находили их на картинках, затем загадывались загадки, и дети отгадывали и показывали соответствующую картинку. Дети раскладывали овощи и фрукты по разным корзинам.
Дети узнавали, что внутри у овощей и фруктов могут находиться семечки или косточки. Игровое упражнение «Сосчитай, сколько семечек в яблоке»
Угадывали на ощупь, что лежит в «чудесном» мешочке.
Показывали кукле Маше, как лепить морковку для зайчика.
На физкультуре вместе с детьми совершали «прогулку в огород», где собирали овощи в «корзинки».
Игровое упражнение «Найди спрятанный овощ и назови его»
Узнавали по вкусу, что это – овощ или фрукт, называли какой.
Музыкальная игра «Огородная хороводная» Дети с большим интересом участвовали в разных видах деятельности, решали проблемные ситуации совместно с воспитателем и инструктором по физкультуре, пришли к выводу, что овощи растут на грядках, а фрукты – на деревьях, и что самое интересное - они увидели эти овощи в супе. Применение системно-деятельностного подхода поможет нам и нашим детям эффективно взаимодействовать с окружающим миром, будет способствовать развитию дошкольников, поможет сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности. Воспитатель средней группы №3 Тюхменева Л. Ю.
| |
Просмотров: 7363 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |