Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Воспитание трудолюбия и трудовых навыков у детей

Воспитание трудолюбия и трудовых навыков у детей.

   Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи и является одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребёнка.

   Необходимым условием воспитания трудолюбия является совместная работа детского сада и семьи. Привычку к труду прививают, прежде всего, дома. Вряд ли найдётся взрослый, который будет против того, чтобы ребёнка приобщили к труду. Вместе с тем в каждой семье вопросы трудового воспитания решаются по-своему.

   В наши дни чаще всего можно встретить семью, в которой двое взрослых воспитывают одного-двух детей. В этих условиях нет необходимости в детском труде. В это же время родители понимают: когда-то и детям придётся трудиться, и уже сейчас в 4-6 лет необходимо что-то делать для трудового воспитания. И это что-то порою проявляется в разговоре с ребёнком  о том, что трудиться нужно, что труд полезен и почётен.

   «Видишь, мама иного работает»,- говорит ребёнку отец. - Пришла домой с работы, квартиру убрала, ужин приготовила, посуду моет, а тебе не хочется даже чашку на кухню отнести». «Не хочется», соглашается сын и продолжает игру. В этой семье единственный метод трудового воспитания – разговор о важности труда. Разговор делами не подкрепляется и пользы не принесёт.

    В других семьях приобщают к труду по – иному. Дети принимают участие во всех домашних делах: вытирают пыль, пытаются мыть пол. Но движения у них неловкие, девочке трудно держать большую тряпку, она не может отжать выстиранное полотенце. Взрослые не довольны. Труд в данном случае приносит ребёнку одни огорчения, он понимает свою неумелость, беспомощность. А происходит это потому, что ребёнка привлекают к труду, непосильного его возраста.

   Некоторые родители считают, что торопиться с трудовым воспитанием не надо. «Не омрачим ли мы счастливое детство наших ребятишек, если внесём в их жизнь уже в дошкольном возрасте какие-то обязанности, заботы? Пусть бы ещё годик – другой побегал, порезвился на свободе»,- так считают они. Насколько основательны рассуждения таких родителей?

   Дети обычно очень активны, это живой деятельный народ. И доступный возраст труд отвечает потребности ребёнка быть в действии, что- то делать.

   В процессе своего труда ребёнок узнаёт много нового о вещах, об их количестве, назначении. Он знакомиться, например, со стеклянной и металлической посудой, узнаёт, из чего сделана лопата и как с ней обращаться и т.д.

   Таким образом, в трудовой деятельности ребёнок получает ответ на свои многочисленные «почему», «для чего», «как», удовлетворяет свою потребность в познание окружающего.

   В несложной как- будто работе детям приходится преодолевать известные трудности, надо суметь выполнять дело, не оставлять его незаконченным. А это очень важно для развития хорошей настойчивости, дисциплины.

  В детях следует воспитывать чувство уважения к труду взрослых. Знакомство с трудом взрослых помогает детям получить представление об общественном характере труда, вызывает желание принять участие в труде.

   В детском саду на занятиях мы проводим беседы о труде взрослых, родителей. И вот тут-то и видно, что не все дети знакомы с трудом своих мам и пап. Некоторые могут указать лишь учреждение, в котором родители трудятся, а вот в чём состоит их работа,  этого сказать не могут.

   Родителям нужно знакомить детей с характером своей работы, обращать внимание на то, что все люди вокруг трудятся, наблюдать, как работает строитель, продавец, почтальон.

   Но самое важное – это то, что самостоятельная работа ребёнка, требующая определённых физических, умственных и волевых усилий, даёт ему, в конце концов, представление о труде, создаёт правильное отношение к труду. Одно лишь наблюдение за работой других, рассказы о работе не воспитывают должного уважения к труду, к людям труда, не создают привычки и желание позаботиться о родных и близких.

   Приобщение к труду начинается с просьбы – поручения. Выполняя их, дети привыкают слышать и выполнять требования взрослого, появляется опыт послушания. Но ребёнок мал, и всё делает первый раз. Поэтому, поручая что-то детям, родители должны показать, как нужно действовать. Только после неоднократного, уже самостоятельного, выполнения той же работы у ребёнка появляется умение. Уметь - это значит выполнить работу не только самостоятельно и точно, но и самому контролировать свои действия, применять усвоенные приёмы. Сразу всему научится трудно, поэтому родители должны терпеливо, систематически не только объяснить и показать, но и упражнять в действиях.

   Поручения в семье должны сменяться обязанностями, т.е. делами, которые требуется выполнять постоянно без напоминания взрослых. Обязанности ребёнка могут быть в том, что он регулярно занимается самообслуживанием, следит за порядком в игровом уголке, ухаживает за растениями. Пусть обязанностей будет немного, но ребёнок должен выполнять их систематически.

     Это, пожалуй, наиболее сложная часть трудового воспитания. Сегодня родители потребовали, чтобы ребёнок убрал игрушки, а на следующий день не вспомнили об этом. Такая нерегулярность требований – основная причина неудачных попыток родителей приобщать детей к труду.  

    Бывает, что дети, долгое время, выполняя одно и то же поручение, отказываются трудиться. Время от времени нужно заменять одни обязанности другими, вносить что-то новое в труд, который стал привычен. Если ребёнок хорошо справляется с обязанностями, родителям нужно подбодрить, поощрить ребёнка.

   В детском саду в старшей группе труд выделен в самостоятельную деятельность, определены задачи, содержание и формы его организации. В программу включены три вида труда: труд хозяйственный, труд в природе и ручной труд. Исходя из этого и строится весь воспитательный процесс:

  1. Ребёнок учиться самостоятельно одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, складывать правильно одежду.
  2. Самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, после загрязнения и туалета.
  3. Самостоятельно есть, пользуясь вилкой.
  4. Содержать в порядке игрушки, личные вещи, убирать их в определённое место.
  5. Заботиться о своих товарищах, помочь им в случае надобности.

   Участие детей в дежурстве является одной из наиболее распространённых форм их трудового воспитания в детском саду.

Вначале пока ещё нет нужных навыков и умений, дети не доводят начатое дело до конца, отвлекаются, но постепенно они приобретают умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурного. Дети учатся правильно накрывать на стол. 

   При подготовке к занятию дежурные раздают необходимые пособия и материалы, аккуратно убирают их после занятий. Детям прививаются умения поддерживать порядок на своём столе во время занятий. Детям прививаются умение ухаживать за комнатными растениями, моют игрушки, стирают кукольное бельё.

   Трудовую деятельность проводим и  на участке детского сада. Коллективная работа увлекает всех детей. Мы не упускаем случая похвалить детей, но похвала должна быть всегда заслуженной.

Завышенная оценка вырабатывает у детей формальное отношение к труду.

   Постепенно дети усваивают некоторые правила:

  1. У взрослых и детей есть дела, выполнение которых обязательно.
  2. Начатое дело не откладывать на потом.
  3. Закончил трудиться – убери за собой.

   Если детям без напоминаний выполняют эти правила, можно говорить о хорошем уровне трудового воспитания.

Воспитатель группы «Теремок» Тюхменева Л. Ю.

Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (18.10.2015)
Просмотров: 1631 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]