Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Знакомим детей с окружающей природой.

Знакомим детей с окружающей природой.

Кто из нас не был свидетелем варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои незабвенные имена, повреждают кору во время сбора березового сока?

Казалось бы, и в детском саду, и в школе учат тому, «что такое хорошо и что такое плохо». Почему же не срабатывают такие хорошие заповеди по отношению к природе в повседневной жизни?  Всему этому нужно учить с детства. Малыш, в жизни которого было свое, «личное», дерево и который хотя бы однажды сказал: «Здравствуй, деревце!», будет относиться к природе бережно и внимательно. Он сможет наслаждаться красотой капельки росы на листке, первым распустившимся цветком, запахом дождя и листвы, поймет, как хрупок мир природы и как он зависим от действий человека.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Такая исследовательская деятельность на тему «Деревья на участке детского сада» была проведена в октябре с детьми группы «Теремок». Дети с удовольствием и с большим интересом участвовали в проекте.

В качестве объекта исследований выбраны деревья, что обусловлено рядом причин.

1. Эти растения окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и к ярким, красивоцветущим растениям. Опыт показывает, что дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые, поскольку у последних нет способов передвижения, аналогичных животным.

2. Деревья — прекрасный объект для  наблюдений, в частности, лиственные имеют ярко выраженные сезонные изменения. На примере деревьев могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.

3. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

4. Деревья — это крупные объекты. С деревом ребенку интереснее общаться «на равных», его можно обнять, к нему можно прижаться.

С детьми проводились целевые экскурсии по территории детского сада, где дети находили и называли знакомые им деревья. Дети узнали, что составными частями дерева являются крона, ствол и корни.

Рисование – одно из любимейших занятий детей. Дети рисовали натюрморт «Ветка рябины», делали аппликацию «Осенние листья в вазе». В рисунках, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему.

С большим удовольствием дети играли в игру «С какого дерева листок?», «Четвертый лишний», используя интерактивную доску.

Хорошим средством привлечения внимания дошкольников к деревьям, являются сказки, рассказы, стихи («Дедушка Дерево» Э. Машковская,  «Рябина покраснела», «Осинке холодно» М.Пришвин,  «Осень» Г.Скребицкий,  «Ива» А.Фет, «Рябина» И.Суриков), поговорки, пословицы, загадки, которые с интересом  слушали дети.

С детьми проводились беседы, где детям рассказывалось о пользе, которую приносят деревья. Дети узнавали, что деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые – дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево – это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

Итоговым мероприятием проекта стало развлечение на тему «Прогулка в лес», которое помогла организовать инструктор по физкультуре Фещенко Алла Семеновна. Были проведены такие игры, как «Пройди препятствия, чтобы оказаться в лесу», «Кто быстрее соберет листья?», «Кто быстрее соберется у своего дерева?» и др.

По окончании проекта ребята изъявили желание продолжить наблюдение за своими деревьями, поэтому работу будем продолжать посезонно.

Материал подготовила воспитатель Тюхменева Л. Ю.

Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (19.11.2016)
Просмотров: 842 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]